как не надо Как не надо писать пьесы Опять и опять я провожу занятия, и снова и снова рассказываю, как надо и как не надо писать пьесы. Одно и то же много лет я рассказываю: в Польше, в Германии, во Франции – и, конечно, на разных семинарах и совещаниях в России. А ещё на занятиях со своими студентами одно и тоже талдычу многие годы. Может, это кому-то помогло? Появилось же у меня столько учеников и к тому же таких успешных. Может, они меня услышали? А может, это вовсе не я, а они сами, без моей подсказки, что-то поняли в писании пьес. В интернете гуляют, выскакивая время от времени, то там, то тут тексты, которые я писал после прочтения тысячи пьес, пришедших на конкурс «Евразия». Недавно он опять выскочил и его многие читали, перепостили. И вот я решил собрать всё в кучу, дополнить строчками про то, «Как надо писать пьесы». Поможет – буду рад. Если скажете: «Бред всё это!» - дело ваше. Может, бред. Но это мой опыт, я про него и рассказываю. Хотя есть известная поговорка: «Советы - как касторка: их лучше давать, чем принимать». Понимаю, что умному советовать - только мешать. Понимаю и то, что мне часто говорят: «У тебя такой метод обучения студентов: делай как я. Или - не делай как я». Это правда. Невероятное количество графомании приходится читать каждый год. Немыслимое. Я лично объясняю это очень просто: люди думают, что писание пьес — «легкий хлеб», быстрый заработок. Не заработаешь денег на прозе, на стихах, а пьесу — вот, пожалуйста: поставили в театре — и раз! — иди твёрдой поступью, что называется, в кассу за гонораром. Но «срубить бабла по-бырому» не получается. Ерунда это, товарищи. Драматург — товар штучный. Это самая сложная профессия, какую можно себе представить. Драматургом надо родиться, этому не научишься никогда и нигде. Драматург — это особое мышление, сочетающее в себе и литератора, и актера, и режиссера, и театрального художника и еще много, много чего. И потому все нижеследующие советы по написанию пьес - абсолютно субъективны, и их вовсе не обязательно принимать, но всё же, прочитав адское количество пьес, я думаю: надо сказать драматургам, что, по-моему мнению, никогда нельзя делать, когда эту самую пьесу пишешь. Так вот. 1. Никогда не начинайте пьесу со слов «Здравствуйте! Как поживаете?», или «Привет, как дела?», или «Добрый день! Я пришел!» или еще как-то в этом роде. Сотни пьес начинаются так: «Здравствуй, Маша, здравствуй, Петя», или «Привет — Привет! Как дела? Нормально. А у тебя? Тоже», или «Доброе утро! — Доброе утро! — Как вы спали? — Хорошо, а вы?» — с нуля, с полного нуля. Нельзя начинать пьесу с нуля. Начало должно быть в 80 градусов, если всю пьесу считать за 100 градусов. Никто (кроме ваших родственников и друзей, любящих вас) не станет читать такую пьесу, а тем более в театре - режиссеры или актеры: скучно становится. И никто из зрителей, если пьеса будет всё же поставлена, не выдержит: в зале, в мягком кресле, в темноте - уснет. Уснет, если не будет на сцене «кипения». 2. Никогда не пишите исторических драм. Во всяком случае - на сегодня это совершенно умерший жанр: скучный, нудный. А тем более не пишите исторические драмы в стихах. Это вообще непереносимо читать и смотреть на сцене. 3. Никогда не делайте героями пьес Адама, Еву, Дьявола, Бога, Жизнь, Смерть и прочее. Это непереносимо. Дешевая философия, скучная, занудная, мертвая. 4. Никогда не пишите пьес об актерах, режиссерах, о не поступивших в театральный институт девочках и мальчиках, о закулисной жизни. Каждый год таких пьес я читаю штук 50, наверное. И это всё чудовищно скучно. Это никому не интересно, потому что это то же самое, что писать, скажем, подробно про сталеваров или еще кого. Если ко мне, читающему строки про сталевара или актера, написанное не имеет отношения - то я не стану читать. Если я не узнаю о себе нового через жизнь закулисную - зачем мне эти театральные разборки? Это какая-то их, закулисная, специфика, к жизни не имеющая никакого отношения. Каюсь, я написал много пьес об актерах, но всегда пытался, чтобы это было о людях. Ведь русский человек - всегда артист, всегда выпендривается, всегда играет. Мне кажется, что только так можно писать пьесу о закулисной жизни, помня завет Шекспира: «Весь мир театр, люди все – актеры». 5. Никогда не помещайте своих героев в психиатрическую больницу, где любые их разговоры и поступки оправдываются автором тем, что - «Ну, дурдом, так что же - тут всё можно». Вы слишком себе облегчаете задачу. Не пытаетесь ничего прописывать – раз в дурдоме всё происходит. 6. Никогда не пишите пьес, где действие пьес происходит на облаках, в аду, в раю, в параллельном пространстве и так далее. Не надо. Я умоляю всех: не делайте героями пьес ангелов и прочих святых! Не надо! Это пошло и безвкусно. Попытайтесь через бытовую историю взлететь над болотом, показать звезды. Самое сложное – рассказать про обычных людей в обычной ситуации и при этом раскрыть стены, показать всем огромный и прекрасный мир. 7. Никогда не пишите в ремарках таких слов: «декорация, фонарь, авансцена, правая кулиса, левая кулиса» и прочее. Вообще не употребляйте таких специфических театральных слов: режиссер пусть разбирается, где стоит герой - на авансцене или в луче света в центре сцены. Пусть герои выходят не из правой кулисы, а из сада, с веранды или слезают с чердака. Пусть появляются не из левой кулисы, а приходят с берега моря, из леса, с балкона или еще как. Во всех пьесах обычно все персонажи «уходят в кулисы». Никто «в жизнь» не уходит. Никто не уходит на террасу, к реке, в двери, в подпол или еще черт знает куда. Все, блин, в кулисы уходят! Да что вы привязались все к этим театральным понятиям «авансцена, рампа, кулисы, задник, передник»?! Да разберутся в театре кто из правой кулисы, а кто из левой. Пишите кусок жизни, пишите Литературу, не лезьте вы не в свое дело! Напишите атмосферу, жизнь, не помогайте режиссеру - у вас другая профессия. Жизнь, люди, характеры, боль, а не картонная дешевая декорация должны быть в ваших пьесах. Вам разрешается написать лишь: «Темнота, занавес» - и всё. Ну, можно еще: «первое действие, второе действие». И хватит 8. Никогда не пишите в ремарках: «с болью», «резко», «растерянно», «величаво» и прочую муть - не помогайте актерам, они сами разберутся, у них есть свои задачи, своя профессия, не прописывайте за них, что им надо делать. Разберутся без вас. Вы напишите так, чтобы было понятно, что это произносится «с болью», это - «растерянно» и так далее. Иначе вы режиссируете, лезете к актерам, а это не ваша профессия. Вы рассвечиваете текст, помогаете себе. Не надо. Вообще, старайтесь меньше писать всего в ремарках. Если уж так важно, то можно написать «вытирает слезы», «уходит», «встал», но не «резко уходит», не «истерично вскочил». 9. Никогда не пишите монопьесы. Писать их - высший пилотаж в профессии драматурга. Тут надо обладать черт знает каким техническим мастерством (кроме души и сердца), чтобы удержать внимание зрителя, показать характер человека с разных сторон и чтобы зрителю был бы интересен этот характер. Это жутко сложно. И играть сложно, и писать. И потому - не надо, а то всё это превращается в такую дурную прозу, где много восклицательных и вопросительных знаков и немыслимое количество ремарок, которые, по мнению автора, сообщают нам о передвижениях героя, о каких-то его внешних действиях, но не помогают в раскрытии характера, убивают интерес к чтению такой пьесы. 10. Никогда в пьесах для детей не сюсюкайте, не считайте детей за дебилов, они умнее вас и сразу видят - где правда, а где врут. 11. Не пишите по примеру Пулинович монологи у следователей. Это уже сделано Ярославой и сделано блестяще. Точка. А таких монологов появилось огромное количество. 12. Не надо писать пьес с Ангелами, Архангелами, не надо пьес в сумасшедшем доме, а сколько пьес «Тошнота. ру», «Афган. ру» и прочее «ру», по совремЁнному, отчего пьесы лучше не становятся.! 13. Огромное количество пьес начинаются с телефонного звонка. В разговоре герой-героиня сообщают зрителям, что было до и что предстоит, и всё сообщается, всё называется. Каюсь, я тоже так делал пару раз, но как-то остроумнее, что ли. 14. Тысяча пьес, прочитанных мною, начинаются с того, что в перечне действующих лиц подробно указывается кто есть кто, подробно-подробно прописываются характеры. Далее автор считает дело сделанным и в диалогах герой автором «брошен» — мол, я же объяснил уже всё про героя, чего еще надо? Ну, и пусть он говорит таким стертым, никаким языком. 15. И вот еще что: ну, обязательно скоморохи или еще кто появляются в начале сотни пьес с песней: «Дорогие зрители, сказку (пьесу, трагедию, фарс и т.п.) посмотреть не хотите ли?». Не хочу, блин! Беда с пьесами для детей. Беда. Пьес для детского театра практически нет. Совсем. Нет героев новых, автором придуманных. Опять триста семьдесят пятый китайский вариант «Снежной королевы», «Питера Пэна», «Карлсона» и прочее. 16. Не пишите длинные эпиграфы к пьесам. Это так пугает — жутко. Потому что ощущение возникает: у автора своих мыслей нет, вот он чужую мысль схватил, какого-то великого писателя и сунул сюда, объяснил, что в пьесе будет написано. 17. Не цитируйте страницами великих — Пастернака или еще кого. Не надо! Не надо копировать в интернете тексты и вставлять их в пьесу – огромными кусками. То молитву, то песню, то черте что. Не надо. Это торчит сразу и видны уши. Это показывает, что автору лень было написать своё. Либо не знает, как написать своё. 18. И не надо, чтобы герои время от времени пели, да еще и «припев повторяется». Не надо! Если театру понадобятся песни, то они найдут поэта и композитора, а песни писать — не ваше дело, товарищи драматурги! 19. Все пишущие пьесы даже не удосуживаются посмотреть, а как ныне-то пьесы оформляются? Помнят из школьных времен «Недоросля» и «Ревизора», вот и шуруют: «Акт Первый, сцена первая, явление первое, явление второе, пятое, десятое». Да никто уже так давным давно не пишет. Нафталином пахнет от этих «явлений». Почитайте пьесы современных драматургов. 20. И не пишите на каждой странице: «Все права защищены, постановка пьесы на сцене возможна только с согласия автора». Да продадитесь еще, успеете. Не делайте так, товарищи. Плохо это. Дурной вкус. Ладно, хватит. Больше не буду. Это я разнылся под впечатлением огромного количества, прочитанных в последнее время, пьес. Все пьесы похожи, как китайцы: у всех одни и те же беды. Виноват. Еще раз повторю: это мое личное, субъективное мнение и потому - не спорьте со мной, не переубеждайте меня, не доказывайте примерами. Я же не заставляю вас делать так, а советую, а вам - выбирать.

Теги других блогов: советы писательство драматургия